AAAAA A A А x

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

В соответствии с приказом начальника внутренних войск МВД СССР от 21 мая 1982 года в штат военного командного училища была введена кафедра партийно-политической работы, педагогики и психологии. Её научно-педагогический коллектив возглавил кандидат педагогических наук, доцент, полковник Вьюшин Олег Дмитриевич.

В последующие годы руководителями кафедры назначались: полковник Калаев Анатолий Васильевич (сентябрь 1985 – октябрь 1991), полковник Пронин Виктор Иванович (октябрь 1991 – ноябрь 1993), кандидат философских наук, доцент, полковник Копылов Анатолий Александрович (декабрь 1993 – август 1995), доцент, полковник Карнаухов Владимир Алексеевич (сентябрь 1995 – декабрь 1999), доцент, полковник Перегудов Сергей Александрович (январь 2000 – август 2005), доцент, полковник Дрозденко Сергей Александрович (август 2005 – март 2008), полковник Жакупов Темирлан Базарбекович (июнь 2008 – июль 2013); кандидат педагогических наук, полковник Туркин Егор Владимирович (август 2013 – август 2016), с ноября 2016 года полковник Зотов Александр Александрович (ноябрь 2016 – декабрь 2021), с января 2022 года кафедру возглавляет кандидат психологических наук, доцент полковник Дьячков Алексей Анатольевич.

Первоначально кафедра состояла из четырёх предметно-методических комиссий: партийно-политической работы, основ военной педагогики и психологии, общей и военной педагогики, общей и военной психологии.

С целью совершенствования военно-педагогической и морально-психологической подготовки будущих офицеров на кафедре были в разное время введены дисциплины: «Методика воспитательной работы», «Культурология», «Методика организации морально-психологической подготовки», «Юридическая психология», «Военная психология и социология», «Военная педагогика», «Логика», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Религиоведение».

В становление кафедры, формирование её традиций, накопление учебно-воспитательного и научно-методического багажа внесли существенный вклад офицеры, имевшие большой опыт службы в соединениях, частях и подразделениях внутренних войск и Российской Армии, проявившие склонность к педагогической деятельности: Шаранов Юрий Александрович, Стариков Александр Владимирович, Валиев Хамит Абдрахманович, Богуславский Виктор Владимирович, Радионов Николай Михайлович, Вершинин Александр Владимирович, Патаньев Петр Андреевич, Халитов Альберт Зайнетдинович, Зайцев Геннадий Александрович, Ворожцов Владимир Петрович, Соколков Евгений Алексеевич, Епифанов Виктор Георгиевич, Минко Николай Иванович, Зеневич Анатолий Владимирович, Ноздрачев Анатолий Васильевич, Каримов Валерий Абдрахманович, Виноградов Виктор Николаевич, Бочкарев Борис Иванович, Комар Федор Владимирович, Шаповалов Владимир Иванович, Шестопалов Сергей Вячеславович, Козлов Вячеслав Александрович, Соломатин Евгений Вячеславович, Алушкин Анатолий Анатольевич.

По инициативе кафедры и на основании приказа начальника внутренних войск МВД СССР от 20 февраля 1987 года в училище была создана группа профессионального и психофизиологического отбора. Неоценимое влияние на разработку ее технологии оказали выпускники факультета психологии Ленинградского государственного университета: Попов Александр Григорьевич, Стельмах Игорь Олегович, Болдарев Константин Ильич, Болдырева Галина Евгеньевна.

С 26 октября 1995 г. на кафедре начал свою деятельность общественный факультет «Духовно-нравственные основы Российского воинства». Основное содержание работы факультета выражается в изучении основ религиоведения, истории Державной Руси и российского воинства, а также просвещения в области Дней воинской славы и российской культуры, в дальнейшем факультет был переименован в «Русь Державная».

За годы существования кафедры защищено более двадцати кандидатских диссертаций, подготовлено более 300 учебно-методических пособий, научных статей и концептуальных документов, накоплен опыт в организации военно-научной работы курсантов.

В настоящее время на кафедре работают три предметно-методических комиссии по военной педагогики, военной психологии, организации морально-психологического обеспечения. Осуществляется подготовка адъюнктов по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования, 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии, курсов повышения квалификации, 19.00.07 – Педагогическая психология.

Научный потенциал кафедры составляет: 10 докторов наук, 8 кандидатов наук, имеют ученое звание профессора – 7, имеют ученое звание доцента – 10. Педагогические работники кафедры принимают активное участие в подготовке и проведении научных, научно-практических, научно-методических конференций, в том числе с международным участием, мероприятий воспитательной, культурно-досуговой и патриотической направленности, проводимых в Сибирском Федеральном округе, учебных заведениях города Новосибирска, области, военном институте.

Многие офицеры кафедры выполняли задачи по организации военно-политической работы и воспитанию личного состава войск в экстремальных условиях, за что многие поощрены государственными наградами.


КАДРОВЫЙ СОСТАВ КАФЕДРЫ

начальник кафедры – полковник Дьячков Алексей Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент;
заместитель начальника кафедры – полковник Туркин Егор Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент;
старший преподаватель кафедры – подполковник Калягин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук;
старший преподаватель кафедры – подполковник Рябуха Елена Викторовна, кандидат педагогических наук;
старший преподаватель кафедры – подполковник Варяница Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук;
преподаватель кафедры – подполковник Васечко Евгений Петрович;
преподаватель кафедры – майор Федоришин Михаил Иванович, кандидат психологических наук;
профессор кафедры – Сидорина Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор;
профессор кафедры – Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент;
профессор кафедры – Ром Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор;
профессор кафедры – Большунова Наталья Яковлевна, доктор психологических наук, профессор;
профессор кафедры – Дахин Александр Николаевич, доктор педагогических наук, доцент;
профессор кафедры – Лаврентьева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, профессор;
профессор кафедры – Гриневецкая Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент;
профессор кафедры – Перевозкина Юлия Михайловна, доктор психологических наук, доцент;
профессор кафедры – Сорокоумова Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор;
профессор кафедры – Мухина Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор;
профессор кафедры – Карабущенко Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор;
профессор кафедры – Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор;
профессор кафедры – Дрозденко Сергей Александрович, доцент;
доцент кафедры – Боровицкий Алексей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент;
доцент кафедры – Жакупов Темирлан Базарбекович;
заведующая учебным кабинетом – Санина Натолья Владимировна;
оператор ЭвиВМ – Дмитриева Ирина Геннадьевна.

Полковник Дьячков Алексей Анатольевич, подполковники Рябуха Елена Викторовна, Варяница Сергей Юрьевич, Васечко Евгений Петрович и Боровицкий Алексей Михайлович, Жакупов Темирлан Базарбекович имеют боевой опыт по организации военно-политической работы и воспитанию личного состава в экстремальных условиях, за что имеют поощрения и награды от лиц командования.



ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Организация военно-политической (политической) работы

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

- цели, задачи и способы военно-политической (политической) работы в подразделении при выполнении служебно-боевых задач по поддержанию высокой боевой готовности, в ходе занятий, при несении личным составом внутренней, гарнизонной и караульной службы;
- порядок организации и проведения мероприятий военно-политической (политической) работы в подразделении; 
- методику индивидуальной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту;
- особенности военно-политической (политической) работы с различными категориями военнослужащих, членами их семей, гражданским персоналом;
- методику оценки морально-политического и психологического состояния личного состава подразделения в условиях повседневной деятельности;
- цели, задачи, порядок организации и проведения военно-политической (политической) работы в подразделении, при приведении подразделения в боевую готовность, при выполнении служебно-боевых задач;

Уметь:

- осуществлять перспективное и текущее планирование военно-политической (политической) работы в подразделении;
- анализировать состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, вскрывать причины нарушений, принимать меры к их устранению;
- проводить в различных условиях обстановки мероприятия военно-политической (политической) работы с военнослужащими подразделения, направленные на сплочение воинского коллектива, предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, уклонений от военной службы, профилактику преступлений, происшествий и других правонарушений;
- использовать результаты опросов и анкетирования личного состава в целях формирования здорового климата в подразделении;
- взаимодействовать с психологами воинской части и соединения, медицинскими работниками по вопросам преодоления в деятельности и поведении подчиненных психических отклонений, восстановления требуемого уровня морально-политического и психологического состояния подчинённого личного состава.
- проводить собрания, подведение итогов военно-политической (политической) работы, работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, информирования и занятия по военно-политической подготовке в подразделении.
- проводить мероприятия военно-политической (политической) работы в различных видах служебно-боевой деятельности подразделений, поддерживать морально-политического и психологического состояния личного состава на требуемом уровне.


 Военная педагогика

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

- требования правовых актов главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации по организации обучения и воспитания военнослужащих войск национальной гвардии;
- общие основы военной педагогики, историю развития военно-педагогической мысли в нашей стране;
- теоретические основы военной дидактики, принципы, методы, формы и средства обучения военнослужащих;
- сущность воспитания военнослужащих, цели и задачи воспитания, содержание воспитания военнослужащих;
- основные принципы, методы, формы и средства воспитания военнослужащих;
- особенности воспитания и обучения военнослужащих проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов;
- особенности воспитания военнослужащих различных религиозных конфессий;
- сущность и структуру педагогического мастерства офицера и пути его совершенствования и самосовершенствования;
- социально-педагогические основы профилактики конфликтов среди военнослужащих и педагогические пути их конструктивного разрешения.

Уметь:

- качественно проводить занятия по предметам боевой и общественно-государственной подготовки, руководствуясь дидактическими закономерностями и принципами, широко применяя методы и средства обучения военнослужащих во всех учебных формах занятий;
- эффективно проводить мероприятия по воспитанию военнослужащих, в том числе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, а также с военнослужащими представителями различных религиозных конфессий;
- предупреждать и разрешать конфликты в воинских коллективах, используя педагогические методы и средства.

Владеть:

- навыками организации и проведения морально-психологической подготовки, информирования личного состава о событиях в мире и стране, о служебно-боевой деятельности войск;
- навыками применения методов и приемов воспитания, объединенных формами воспитательной работы в систему.

Военная психология

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

- требования нормативных правовых актов главнокомандующего войсками национальной гвардии по организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности Росгвардии;
- основы общей и военной психологии, психологические особенности военной службы. Особенности этнопсихологии;
- психологическое обеспечение профессиональной деятельности военнослужащих.

Уметь:

- использовать принципы, законы и методы военной психологии для решения военно-профессиональных задач;
- предупреждать и разрешать конфликты в воинских коллективах, анализировать механизм их возникновения, природу девиантного поведения у различных категорий военнослужащих;
- строить общение в воинском коллективе, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий;
- использовать методы психологической регуляции и саморегуляции;
- устанавливать психологический контакт между субъектами общения, проводить индивидуальную воспитательную работу;
- осуществлять психологическую подготовку и защиту личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

Владеть:

- навыками психологической релаксации;
- навыками организации и проведения индивидуальной воспитательной работы с личным составом;
- навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики.

АДЪЮНКТУРА

Общая педагогика, история педагогики и образования

В результате изучения дисциплины адъюнкт должен:

Знать:

- философско-мировоззренческие, политические и педагогические идеи различных педагогических систем и периодов мировой педагогической истории, давать им сущностную характеристику;
- цели, содержание, методы и формы воспитания и обучения в разные исторические периоды за рубежом и в России;
- о возникновении и развитии основных педагогических идей, принципов, концепций в истории педагогики;
- основные труды выдающихся педагогов прошлого, их идеи и деятельность;
- становление и развитие различных типов образовательных учреждений, систем образования в зарубежных странах и России.

Уметь:

- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать педагогические явления, идеи, концепции прошлого и современности;
- раскрывать взаимосвязи педагогической теории и практики с экономическими, социальными и культурными условиями развития общества, отдельных государств в различные исторические эпохи;
- представлять записи по изученному материалу в различном виде (схема, таблица, конспект, развернутый план, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, цитаты).

Владеть:

- навыками практической реализации методов и средств воспитания и обучения в образовательном процессе военнослужащих;
- основными функциями и методами педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организацией, регулирование и контроль.

Теория и методика профессионального образования

В результате изучения дисциплины адъюнкт должен:

Знать:

- методологические основания и ориентиры развития профессионального образования;
- основные законодательно-нормативные документы профессионального образования;
- педагогические системы в профессиональном образовании; сущность и структуру педагогического процесса; современные технологии профессионального обучения, концептуальные подходы к построению содержания профессионального образования, методы профессионального обучения, критерии их систематизации на основе педагогических функций и психолого-педагогических условий их реализаций; формы и средства профессионального обучения;
- теорию и практику воспитательной работы в военно-образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Уметь:

- применять методологические подходы к проектированию содержания военно-профессионального образования;
- осуществлять педагогическую деятельность, применять знания и профессиональные умения в соответствии с целями профессионального обучения, осуществлять педагогическую деятельность в процессе профессионального обучения на основе профессиональных умений;
- осуществлять основные функции и методы управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль;
- анализировать теорию и практику в области истории воспитания и образования в профессиональных образовательных учреждениях, как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Владеть:

- методологическими основами развития профессионального образования;
- основами педагогической деятельности, применять знания и профессиональные умения в соответствии с целями профессионального обучения, осуществлять педагогическую деятельность в процессе профессионального обучения на основе профессиональных умений;
- теорией и практикой воспитательной работы в военно-образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Общая психология, психология личности, история психологии, Педагогическая психология

В результате изучения дисциплины адъюнкт должен:

Знать:

- специфику психологического знания, основные проблемы современной психологии;
- психологические школы, направления и историю их становления;
- основные парадигмы и принципы психологического исследования;
- основные проблемы военной психологии;
- уровни методологии психологического исследования.

Уметь:

- различать по структуре содержания, методам и методикам, в контексте какой парадигмы и какой психологической школы осуществляется определенное исследование и практическая деятельность психолога;
- применять основные принципы психологии в организации исследования;
- осуществлять планирование научного исследования;
- применять методы и методологию психологического анализа и психологического исследования.

Владеть:

- методологией проектирования программ теоретического и эмпирического исследования с учетом современного состояния психологии, запросов практики, цели, объекта, предмета и гипотезы;
- способами качественного и количественного анализа результатов;
- оформлением результатов исследования, представлением их на конференциях и семинарах.

Ответственный за размещение информации: Боровицкий Алексей Михайлович
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации